По данным Каменской Госавтоинспекции, за сутки через наш город только с речного порта проходит порядка 200 грузовых тяжеловесных машин, включая тонары, МАЗы, ЗИЛы и т.д. И сейчас мы не говорим про транзитный поток на Барнаул, Новосибирск, фуры, доставляющие грузы в местные супермаркеты, лесовозы. Речь о тонарах, везущих сыпучие материалы и щебень с Каменского Малетинского карьера. Все эти 200 машин после доставки грузов возвращаются обратно в речпорт для очередной загрузки. И так практически круглосуточно по одному маршруту. Причем еще не так давно водители тяжеловесных авто особо не заморачивались – ехали напрямки по улицам Северной, Карла Маркса, Гагарина. А почему бы и нет – запрещающие знаки для грузовиков там не установлены, да и дорогу подремонтировали недавно. Через какое время она продавится, «убьется», а деньги улетят на ветер – такие вопросы мало кого волнуют, когда вопрос касается прибыли. Разве что обеспокоенные каменцы то и дело бьют тревогу – им-то потом по разбитым ухабам ездить, а на это уже никаких сил нет, учитывая, что в городе дорожное полотно хуже, чем после бомбежки.

Застаревшая проблема начала решаться после нашей первой публикации и инициативы одного человека, к которому постепенно подключилась администрация, депутаты, предприниматели и предприятия. Но решаться проблема начала не для всех. Запрещающие знаки установлены на нескольких улицах, но не на отрезке Ленина – Северная – Колесникова. Этот маршрут, по которому ежедневно гоняют 200 большегрузов, больше похож на бурю в пустыне, но не на жилой сектор. Круглосуточное движение огромных машин поднимает такую пыль, что порой не видно противоположную сторону улицы. Личные автомобили горожан под толстым слоем дорожной грязи, ею же забиты их легкие и трескающиеся дома. Пошли первые разрушения – пока от вибрации разваливаются хозпостройки, а трещины в стенах и фундаментах люди бесконечно замазывают и штукатурят. Скорей бы зима! В зимнее время года дорога на этом участке становится ровной, нет пыли и настолько жуткой вибрации от вереницы с разгона плюхающихся в ямы грузовиков.

«Дети боятся, что у нас разобьётся аквариум, он звенит и трясется, когда большегрузные машины несутся по улицам, вода в аквариуме плещется. С полок и шкафчиков от тряски падают предметы. Ребятишки ночью просыпаются от звона стекол, а ездить грузовики начинают очень рано, не дают спать с шести утра. Бывает, и ночью гремят, — говорит  Анна Штенгелова, многодетная мама с улицы Северной, показывая на треснувшие стены и печь, — мы купили этот дом, переехали сюда с детьми, как в тихий, спокойный район. Так и было, пока не начали ездить тонары. Наша жизнь превратилась в сплошной ад. Вопрос времени – когда наши дома разрушатся окончательно и станут непригодными для проживания».

Не будем подробно повторять картину жизни, сложившуюся у людей, чьи дома расположены на участке улиц от Ленина по Северной до Колесникова. В середине июля мы уже писали о невыносимых условиях, в которых вынуждены жить горожане. Повторный выезд на транзитную для речпортовских большегрузов трассу подтвердил все, о чем говорят. И даже более – поразил до глубины души.

Первая громадина на колесах пронеслась мимо жилых домов по исковерканной дороге так, что пришлось отвернуться, чтобы не наглотаться пыли. Она осела на лицах, листьях, детях, домашних питомцах. Окна в домах задребезжали. Водитель второго проезжающего на скорости большегруза, увидев кипиш рядом с дорогой и нашу съемочную группу, резко сбавил скорость. Затем достал рацию и что-то проговорил. После этого тонары один за одним двигались по улицам жилого микрорайона спокойно. Сразу понятно, товарищ по рации предупредил, что кто-то на дороге их записывает и снимает. Не для кого ведь не секрет, что у водителей таких машин есть свой мессенджер для общения – рация. С помощью нее они предупреждают друг друга о всяких неожиданностях на дорогах, включая посты ДПС. А сколько же за короткий период нашего пребывания проехало здесь машин – груженные на выезд, порожние назад к речному порту. Уму не постижимо, но веренице большегрузов нет конца. Трудно представить, как здесь можно полноценно жить, когда даже дышать невозможно, не говоря о том, что и детей на улицу за ограду отпускать гулять опасно. Дорога полностью разбита и, как утверждают местные жители, недавно продавили грунт над центральным водоводом, потом щебнем засыпали и дальше погнали. Люди уверены, что серьезная коммунальная авария, связанная с обеспечением водой Камня-на-Оби, тоже вопрос недалекого времени. Поток машин нарастает, а под дорогой их следования водопроводная труба большого диаметра и, если над ней уже грунт разрушен, осталось немного подождать…


«Ах, если бы они так спокойно и тихо ездили всегда, это бы существенно облегчило нам жизнь. Вот вас увидели, и совесть проснулась, скорость сбавили, а ведь частенько наперегонки ездят, обгоняют друг друга, нам нахально сигналят, насмехаясь», — говорят местные жители, собравшиеся на очередную встречу с журналистами, ведь после первой встречи, говорят, водители грузовиков совсем озверели. Когда для них установили запрещающие знаки, возить грузы начали, как будто последний день Земли настал. Многие пытались проскочить под знаки, надеясь, что не попадутся гаишникам. Но не тут-то было…

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН, ИЛИ ГЛАВНОЕ — ЗАХОТЕТЬ

15 июля во время работы с экипажем ДПС в составе инспектора Алексея Долеченко и Дмитрия Швайцера, мы мимоходом затронули проблему большегрузов, которые буквально в заложники взяли горожан, лишив их спокойной жизни. Инспектор, выслушав, сказал, что, увы, но запрещающих знаков на обозначенных участках улиц нет, а значит, и руки у госавтоинспекторов связаны.

На следующее утро стало известно, что инспектор Алексей Долеченко проявил инициативу и предложил решить проблему на уровне администрации муниципалитета. По его ходатайству были установлены запрещающие дорожные знаки для автомобилей, чья масса превышает 10 тонн, на улицах Гагарина, Северная, Карла Маркса. Началось обустройство объездной дороги для большегрузного транспорта. Образовалась инициативная группа, которая взяла решение проблемы на контроль. Простым языком – появились люди, которые начали договариваться и «выпрашивать»: технику, щебень, рабочую силу и т.д. То есть все эти годы проблему с разрушением дорог большегрузами можно было начать решать, просто, никто не хотел этого делать и не прилагал никаких усилий. В это время простой инспектор ДПС меньше чем за сутки организовал установку знаков, провел беседу с водителями грузовых автомобилей и не остался в стороне при обустройстве объездной дороги. Тема для размышления интересная, но вернемся к сути.

«Проблема в городе у нас возникла из-за перевозки сыпучих грузов. Жители жалуются, что по дорогам ездят груженые тонары, — говорит Алексей Марин, председатель районного Собрания депутатов, — объездная дорога есть, но по ней практически невозможно было ездить до сегодняшнего дня.

Для решения этого вопроса мы собрались инициативной группой в комитете по ЖКХ администрации Каменского района. Пересмотрели план проезда по нашим дорогам, чтобы уж совсем не убивать и без того убитые улицы. Совместными усилиями начали работы: взяли в АХЦ грейдер, разровняли сначала полевую дорогу, пока решали вопрос с отсыпкой щебнем объездной. Щебень в размере 20 тонн нам выделил местный предприниматель Сергей Кумоняев, а также помог филиал Центрального ДСУ – выделил 80 тонн. ДСУ помогло и с засыпкой ям.

Завершились переговоры с Малетинским каменным карьером, карьер готов  безвозмездно выделить щебень в объеме 500 тонн, чтобы отсыпать объездную дорогу.

Удивило, что во время переговоров с руководством МКК мы узнали, что на протяжении шести лет администрация Каменского района за помощью в этом вопросе к карьеру не обращалась ни разу, в то время как организация всегда была готова помочь.

По данному вопросу также добавлю, что не так давно были установлены ограничивающие дорожные знаки, которые запрещают проезд автомобилям массой более 10 тонн. Сотрудники ГИБДД все это контролируют, конечно, по мере возможности. Каждый день они там с утра до вечера не могут стоять, но нарушителей привлекают к ответственности. Надеюсь, что скоро проблема будет решена и большегрузы больше не будут ходить по таким улицам, как Карла Маркса, Северная, Гагарина.

Будем надеяться, что после отсыпки объездная трасса будет поддерживаться в надлежащем состоянии на постоянной основе».

Как оказалось, объездная дорога в Камне-на-Оби существовала с советских времен, но со временем пришла в негодность.


«От речпорта большегрузы едут по Ленина, сворачивают на Северную, затем на Колесникова и через совхоз «Каменский» выходят на улицу Каменскую вдоль Северных электрических сетей — это и есть наша объездная дорога, — объясняет Армен Паносян, начальник отдела дорожного хозяйства комитета по ЖКХ администрации Каменского района, — сейчас она в неудовлетворительном состоянии. Асфальтовое полотно, можно сказать, на 100% разрушено. И большерузы нарушают правила дорожного движения, давят недавно отремонтированный асфальт.

Вместе с общественностью было принято решение внести изменения в схему организации дорожного движения. Эти изменения касаются исключительно тяжеловесных машин, которые едут на речную переправу и на Малетинский каменный карьер.

Я думаю, в ближайшее время объездная дорога будет более-менее в нормальном состоянии, пригодном для использования. Одновременно готовим изменения в схему организации дорожного движения, установим недостающие дорожные знаки, организуем движение, как положено».

— Теперь все большегрузные транспортные средства будут двигаться по объездной дороге, чтобы сохранить нам уличную дорожную сеть, — рассказывает старший инспектор отдельного взвода ДПС МО МВД России «Каменский», старший лейтенант полиции Алексей Долеченко, — мы, в свою очередь, обеспечиваем, чтобы транспортные средства не нарушали ПДД и не ездили под запрещающие знаки. Пустой большегруз может проехать, но масса груженого уже превышает 10 тонн, ему проезд запрещен.

— Как водители отреагировали на то, что их маршрут изменился?

—Отреагировали изначально отрицательно, ведь ямы на объездной дороге были не проездные. Когда начались работы по отсыпке и грейдированию, с пониманием отнеслись, двигаются теперь здесь.

— А нарушители всё-таки есть?

— Бывает, проскакивают. Мы тоже постоянно не можем обеспечивать. Но в то время, когда мы несём службу, они не нарушают правила. За редким исключением. За нарушение на водителя накладывается штраф в размере 5000 рублей. Повторное нарушение грозит штрафом 10 000 рублей.

Однако среди наметившегося и очень долгожданного прогресса, остается одно НО – объездная дорога выводит транспорт вдоль нескольких жилых улиц. На улицах стоят вышеупомянутые дома, которые уже начали разрушаться от вибраций. К сожалению, на сегодняшний день иного маршрута нет. Только Ленина – Северная – Колесникова – совхоз «Каменский». Как же быть тем, кто проживает в явно не соответствующих нормам условиях?

ВОЙНА ИЛИ МИР?

Во всей этой истории переплетены несколько обстоятельств – сильные вибрации при проезде авто возникают по причине разбитых дорог и глубоких дорожных ям. Портят и разбивают дороги  эти же самые авто. Администрация Каменского района не может привести в порядок дороги, потому что нет средств. Малетинский каменный карьер не наводит порядок на городских дорогах за своими клиентами, потому что администрация по этому поводу к руководству не обращалась, люди молчат – зачем тратиться?

Идеально бы было отремонтировать дорожное полотно, а еще лучше оборудовать его с помощью бетонных плит, чтобы нагрузку от сотен большегрузов выдерживали. Не мешало бы и скоростной режим для них определить, к примеру, не более, 20 километров в час, чтобы местные жители детей могли отпустить погулять без опаски, да пылью не задыхались.

Пока же нет ни ремонта дороги, ни ограничения скорости. Тонары прут, деньги зарабатываются.

У жителей участков улиц на Северной и Колесникова на сегодняшний день остается два варианта действий. Первый: смириться и жить дальше, вкладываясь в ремонт разрушающегося жилья, задыхаясь в пыли и шуме. Второй: действовать, готовясь к долгой бюрократической переписке, сбору документов и проведению экспертиз. Увы, за самих жителей и без их официальных обращений проблема с мертвой точки не сдвинется.

Все ответы на обращения в администрацию, прокуратуру, Роспотребнадзор, руководству Малетинского каменного карьера и т.д нужно собирать в отдельную папочку, ведь не ровен час, они могут пригодиться для дальнейшего обращения в суд.

Увидев своими глазами, как трясется и дребезжит аквариум в доме многодетной мамы Анны Штенгеловой, в голове возникли вопросы. А соблюдаются ли вообще на этих улицах санитарные нормы допустимой вибрации, которая идет от грузового транспорта? Какие последствия данной вибрации испытывает человеческий организм? Какое заключение выдаст Роспотребнадзор, замерив уровень загрязнения воздуха в данном жилом секторе с круглосуточным движением большегрузов? Не рискуют ли люди впоследствии остаться в непригодных для жизни развалинах по причине все той же вибрации?

А еще вспомнилась семья пенсионеров с улицы Ленинградской, которая отсудила у торговой сети «Марии Ра» круглую сумму за разрушающийся на глазах дом. При строительстве «Марийка» закатала в асфальт большую водопропускную трубу, которая отводила воду от нескольких домов. В результате, жилой дом проживающих по соседству пенсионеров пошел по швам, а они пошли в суды, растянувшиеся на годы. В итоге, выиграли, так как было доказано, что лишаются они жилья из-за магазина.

У жителей улицы Северной и Колесникова есть все шансы привести свою жизнь в порядок. Главное, начать действовать и не молчать. Впрочем, первый шаг они уже сделали, а мы обязательно напишем о продолжении этой истории.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Поставить там видеорегистратор, и деньги, собранные за штрафы на ремонт дорог и домов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here