«Я хочу дружить с природой»: детская библиотека Камня-на-Оби занимается экологическим воспитанием поколений

    0
    435

    В настоящее время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений работы Центральной детской библиотеки. Работа над формированием экологической культуры, экологического сознания, уважения к планете и Родине у детей и подростков ведется в библиотеке в рамках проекта «Умей жить на Земле. Чтобы донести до детей сложные экологические проблемы и понятия библиотекари используют различные формы работы: беседы и обзоры, викторины и праздники, конкурсы и практические занятия, мастер-классы. Очень популярны игровые приемы. Именно играя, ребята незаметно для себя вовлекаются в процесс экологического образования.

    Раскрытию экологического фонда помогают книжно-иллюстративные выставки, которые приурочены к экологическим календарным датам: «И в книгах верные друзья» к Международному дню бездомных животных , «Мир природы: от микроба до гиганта» ко Дню биологического разнообразия, «Пернатые обитатели» к Международному дню птиц, и другие.

    Интересно, ярко проходят мероприятия к Всемирному дню кошек. К этому дню оформляются книжные выставки «Такие разные кошки», «Без кота и жизнь не та», которые предлагают читателям познавательные и художественные книги про умных, хитрых и неунывающих котов. Проводятся экологические беседы «В гостях у Мурки», викторина «Усатые-полосатые», экологический час «Про котов и кошек, обитателей окошек».

    В Международный день Земли для первоклассников интересно прошел экологический час «Наш дом — Земля». Ученики первого класса познакомились с глобусом, с удовольствием отвечали на вопросы викторины, поделились своими знаниями по экологии и защите окружающей среды. В завершение дети выполнили практическое задание по сортировке мусора. Школьники стали участниками мастер-класса «Моя планета», изобразили модель Земли из воздушного пластилина. К этой дате сотрудники библиотеки провели уличную экологическую акцию «Сбережём вместе!». Жители города получили памятки, из которых узнали об экологических проблемах планеты, и о том, что большая часть их возникает по вине самих людей.

    В течение года было проведено множество занятий о писателях-натуралистах для детей разных возрастов. Литературно-экологические уроки: «Лесные загадки Н. Сладкова», «Нина Павлова: жизнь и творчество», «Мир глазами Евгения Чарушина», «По следам Сетона-Томпсона», «Виталий Бианки: волшебство природы в рассказах» и другие. После знакомства с творчеством писателей ребята с интересом выбирали книги этих авторов для домашнего чтения.

    Природа щедро дарит людям свои богатства, но не все замечают и осознают, что и сама она нуждается в помощи. Красная книга природы – это надежда на выживание не только растений и животных, но и самого человека. Чтобы напомнить детям, как важно заботиться о природе, были проведены познавательные мероприятия: экологическая акция «Галерея Красной книги» и эко-час «По страницам Красной книги».

    В течение года сотрудники библиотеки провели ряд тематических мероприятий, посвящённых птицам родного края: эко-часы «О чудесных пернатых», «Птичьи разговоры», экологическая акция «Не считаем ворон — считаем воробьёв!» и другие. С большим желанием школьники приняли участие в эколого-практическом часе «Год грача». Из рассказа библиотекаря дети узнали интересные факты из жизни о птице 2025 года, об особенностях птиц семейства врановых и грачей. Ребята отвечали на вопросы викторины «Знатоки грачей», с радостью выполняли задания «Птичий алфавит», «Донеси яйцо» и «Загадки о пернатых», а затем на площадке вместе с библиотекарем с интересом наблюдали за различными видами птиц окружающей местности, ознакомились с характерными особенностями внешнего вида и поведения пернатых.

    В день лекарственных растений для расширения знаний детей о целебных свойствах и защите трав, была проведена интерактивная игра «Такие важные лекарственные растения», в которой приняли участие учащиеся 5 класса Гимназии №5. Три команды школьников выполняли задания 5 раундов: «Угадай растения», «Погадаем на ромашке», «На приёме у врача», «Лекарственные загадки» и «Узнай по запаху». Последний раунд вызвал особый интерес у мальчиков и девочек. Дети внимательно старались уловить аромат выбранного растения. В завершение мероприятия. ребята познакомились с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения целебных растений; а так же подборкой книг о лекарственных необычных и редких растениях Алтайского края.

    Один из ключевых аспектов экологического воспитания – развитие бережного отношения к ресурсам. В 2025 году высокую заинтересованность у детей вызвали мастер-классы с использованием бросовых материалов. Например, на мастер–классе «Эко – подставка» ребята изготовили из бросового материала подставку под мобильный телефон. Экологический мастер-класс «Новые кормушки для крылатых» позволил школьникам проявить фантазию и творческие способности. Дети изготовили, а затем разместили вблизи библиотеки яркие и необычные кормушки.

    Важным экологическим событием в библиотеке стал районный конкурс поделок «Чудеса из мусорной корзинки», который проводился с целью формирования у детей и подростков сознательного отношения к сохранению чистоты окружающей среды. На конкурс было представлено более 60 поделок — любимых героев детских книг. Работы были изготовлены с применением всевозможных бросовых материалов ранее бывших в употреблении. Юные таланты продемонстрировали необычайную фантазию при создании творческих работ.

    Сотрудники библиотеки благодарны участникам и их руководителям за проявленную инициативу, творческий подход и замечательные поделки.
    Подводя итоги, хочется сказать, что с каждым годом содержание экологической деятельности библиотеки, целенаправленной работы по формированию экологической культуры подрастающего поколения, формирует у детей и подростков позицию осознанного бережного отношения к окружающей среде и ее обитателям, ведь именно потомкам в дальнейшем предстоит решать задачи по сохранению и процветанию нашей планеты Земля.

    Соловьева А. Б., ведущий библиотекарь
    Центральной детской библиотеки

     

     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here